В Казани 5 и 6 февраля проходил Tatarstan International Automotive Forum (TIAF) – первый международный форум автомобилестроения. Мероприятия такого уровня прежде проводились лишь в Санкт-Петербурге и Москве, впервые в качестве пилотной площадки для обсуждения вопросов, связанных с развитием автомобильной промышленности в России, был выбран региональный центр. И, открывая пленарное заседание, генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса Франк Шауфф это особенно подчеркнул: Татарстан выбран во многом благодаря своему мощному камскому промышленному кластеру. Оценить перспективы развития и поделиться опытом, помочь друг другу найти точки пересечения интересов вот главные цели, которые преследовали организаторы форума.
Весьма интересным и полезным для участников поэтому оказался опыт одной из первых особых экономических зон в России Алабуга – территории, на которой, благодаря грамотно выстроенной налоговой и экономической, таможенной политике сегодня осталось не более 20% свободных производственных площадок, предназначенных для потенциальных инвесторов.Первый заместитель Министра промышленности и торговли Республики Татарстан Руслан Кабиров поделился с участниками форума примерами того, как грамотное сотрудничество и грамотно и вовремя оказанная административная помощь руководства республики может повлиять на развитие автомобильной отрасли.Петр Лингарт, вице-президент по проектам корпоративного развития АО АВТОВАЗ в своем докладе подробно остановился на том, как за счет вывода новых моделей его предприятие намерено в 2015 году не только удержать свою долю на рынке легковых автомобилей, но и увеличить ее до 20%. Аналогичный доклад, связанный с выстраиванием стратегии развития своего бренда, только на рынке автомобилей грузовых, сделал Игорь Савельев, руководитель службы стратегического планирования ОАО КАМАЗ. Оба затронули вопросы взаимоотношений с поставщиками. Первый поделился опытом своего предприятия, когда поставщики выведены на разные уровни, но все при этом все обязаны соответствовать единым требованиям Альянса Рено-Ниссан. Второй докладчик подробнее остановился на партнерских взаимоотношениях с Daimler.Позднее исполнительный директор и первый вице-президент Форд Соллерс Адиль Ширинов в своем выступлении сосредоточил внимание присутствующих на вопросах локализации и на конкретных примерах показал, каких успехов можно достичь, грамотно выстроив производственные поставки. Он также сообщил, что к концу 2015 года в Алабуге планируют запустить серийное производство двигателей.Очень ярким и эмоционально насыщенным был доклад вице-президента чешского концерна Jihostroi a.s. Ибадуллы Сатыбалова, суть которого сводилась к тому, что поставщики автокомпонентов такой страны, как Чехия, давно открыты широкомасштабному сотрудничеству с российскими производителями и очень этого ждут.Тема выступления Виктора Пушкарева, руководителя проектов аналитического агентства АВТОСТАТ, была связана с инфраструктурой рынка продаж и обслуживания легковых автомобилей на территории России. Эксперт сначала привел статистику по сервисной сети на территории страны более 46 тысяч точек продаж и обслуживания автомобилей, в том числе 4075 официальных дилеров и дал оценку емкости рынка услуг, в центральной части России и в регионах. А потом на конкретном примере Москвы доказал, что не все возможности официальных дилеров сегодня используются в полной мере. Специалист подчеркнул, что потенциал для развития официальных дилеров и независимых СТО сегодня заключается в захвате доли у гаражных мастеров. По одной Москве сегодня этот потенциал эксперты оценили в денежном выражении на сумму более чем 20 млрд. рублей.