Toyota прекратила сборку Land Cruiser Prado в России

Дальневосточное СП Соллерс-Буссан по производству внедорожников Toyota Land Cruiser Prado прекратило выпуск машин, соглашение о сотрудничестве расторгнуто.

Обновленный внедорожник Toyota Land Cruiser Prado выпускается на заводе Toyota Tahara и будет импортироваться на российский рынок из Японии, пишет газета Коммерсант. Ранее модель производилась на мощностях завода Соллерс во Владивостоке (Соллерс-Буссан паритетное СП Соллерса и Mitsui & Co.). Как пояснил дистрибутор Toyota в России, сборка была прекращена 26 июня, а четырехстороннее соглашение (между Соллерсом, Соллерс-Буссан, Mitsui и Toyota Motor Corp.) уже расторгнуто. В Toyota уверяют, что разрыв договора не связан с текущей рыночной ситуацией и не имеет политической подоплеки: Партнеры пришли к заключению, что проект экономически нецелесообразен в долгосрочной перспективе. СП работает в рамках соглашения о промсборке на 25 тысяч машин (дает таможенные льготы на ввоз комплектующих). В Минэкономики говорят, что соглашение с Соллерс-Буссан продолжает действовать.

Поскольку модель и раньше поставлялась из Японии, переход полностью на импорт на цену не повлияет, но она может измениться, поскольку модель обновленная, уточнили в Toyota. Рекомендованные розничные цены на Land Cruiser Prado начинаются с 1,9 млн рублей. В Соллерсе сообщили, что совместно с Mitsui компания рассматривает возможность производства других моделей на Соллерс-Буссан, поэтому сокращение персонала на заводе не планируется. Источники, знакомые с ситуацией, рассказывают, что стороны договорились о том, что Toyota Motor Corp. выплатит Соллерс-Буссан часть затрат, связанных с закрытием проекта. Другой собеседник в отрасли утверждает, что решение о расторжении сотрудничества Toyota приняла в одностороннем порядке около полугода назад.

Площадка Соллерса на Дальнем Востоке состоит из двух производственных компаний Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус и Соллерс-Буссан. Мощность завода 60 тысяч машин, полная проектная 100 тысяч автомобилей в год. В 2014 году объем производства составил 68 тысяч машин и остался на уровне прошлого года. Соллерс-Буссан, основанное в 2010 году, запустило крупноузловую сборку Toyota Land Cruiser Prado в феврале 2013 года. В 2012 году Соллерс передал свою долю (50%) в залог ВЭБу по кредиту в 870 млн рублей на срок до пяти лет. В Соллерсе сообщили, что кредит погашен год назад, и в ВЭБе это подтвердили.

Собеседники на рынке считают, что для того, чтобы продолжать получать прибыль от предприятия, необходимы большие объемы производства и локализация. При этом углублять локализацию по одной модели, тем более такой немассовой, не имеет смысла это было бы интересно при объемах выпуска от 40 тысяч машин и выше, уверен другой источник. При этом у Toyota есть и собственное соглашение о промсборке: компания собирает модель Camry в Петербурге. Совокупный объем инвестиций в завод 16 млрд рублей, в 2014 году производство выросло на 2,6% до 36,6 тысячи машин (по последним данным, локализация составляет 30%). В рамках обязательств по промсборке в 2015 году компания должна увеличивать мощности с 50 тысяч до 100 тысяч машин в год. В 2016 году в планах запустить в производство модель RAV4 (инвестиции составят 5,9 млрд рублей).

Для Соллерса инвестировать в СП также не очень интересно, полагают источники: компании нужно серьезно вкладываться в модернизацию УАЗа. По их мнению, для Соллерса проект был в первую очередь политическим: это связано с важным для правительства вопросом развития Дальнего Востока. В сентябре 2014 года Минэкономики и Приморский край подписали соглашение о создании во Владивостоке особой экономической зоны (ОЭЗ) на базе Соллерса, в конце июля премьер Дмитрий Медведев заявлял, что финансирование ОЭЗ в 2016 году составит 3,5 млрд рублей.

Управляющий партнер EURussia Partners Иван Бончев отмечает, что поиск нового партнера для Соллерса будет затруднительным: до окончания соглашения о промсборке осталось три года, при этом рынок тяжелый, быстрого восстановления не ожидается. Мелкие партии машин СП начинало выпускать в режиме крупноузловой сборки как шаг к дальнейшему развитию производства, рассуждает эксперт, но сейчас Соллерс-Буссан по соглашению о промсборке необходимо увеличивать локализацию, но ни одна сторона не была намерена вкладывать дополнительные инвестиции. Г-н Бончев полагает, что аналогичных расторжений договоров можно ожидать и от других дальневосточных проектов Соллерса c Mazda и SsangYong.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest