К 2027 году компания рассчитывает выпустить на дороги беспилотный автомобиль, безопасность которого будет выше, чем у машин под управлением человекаКАМАЗ оценивает суммарные затраты на разработку и производство беспилотных грузовиков в 17-18 млрд. рублей. В настоящее время предприятие работает над проектом создания беспилотного автомобиля под рабочим названием Авторобот, который предполагает три направления: SmartPilot, AirPilot и RoboPilot.
Как пишет агентство Финмаркет, направление SmartPilot это создание умных помощников для водителя, которые помогут ему в экстренной ситуации, к примеру, затормозить автомобиль. Также система может осуществлять адаптивный круиз-контроль, поддерживая скорость в зависимости от впереди идущего транспорта.
AirPilot создание машин с дистанционным управлением: водитель сможет управлять машиной, находясь от нее на расстоянии. Функция может быть востребована МЧС в аварийных ситуациях, на промышленных объектах, в частности, в горнодобывающей промышленности.
Система RoboPilot должна работать полностью без водителя: машина сможет прокладывать сама путь по заданным координатам или передвигаться по фиксированному маршруту. Это, в первую очередь, должно заинтересовать силовые ведомства.
В июле в Москве на закрытом полигоне должны пройти испытания прототипа, изготовление которого начинается в настоящее время на КАМАЗе. Планируется отработать на нем часть различных сценариев: дистанционное управление и автономное движение.
Умные помощники SmartPilot реализуемы в течение 2-4 лет, дистанционное управление AirPilot в течение 5 лет, автономное RoboPilot в течение 10 лет. Но внедрению таких машин пока мешает законодательство. Появление на наших дорогах машин без водителя сейчас запрещено, а значит, потребуется внести поправки в законы. В любом случае, машины-роботы будут выпущены на дороги только после многолетних тестов. К 2025-2027 годам, думаю, мы сможем создать беспилотник для выпуска на дороги общего пользования, который будет иметь степень безопасности большую, чем если бы машиной управлял человек, отмечает главный конструктор по инновационным продуктам научно-технического центра КАМАЗа Сергей Назаренко.
По его словам, мировой опыт показывает, что прототипы могут стоить в 10 раз дороже серийных образцов, так как все делается индивидуально, в одном экземпляре, на заказ. Компания поставила перед собой задачу, чтобы автороботы серийного производства стоили максимум вдвое дороже обычной машины, отметил С.Назаренко.
Работы над первым коммерческим беспилотником ведутся на первом этапе совместно с двумя российскими партнерами компаниями Cognitive Technologies (программная часть) и ВИСТ Групп (аппаратная). Первый должен написать алгоритмы распознавания видеоизображения, второй должен создать искусственный интеллект, подобрать аппаратуру, которую необходимо установить на автомобиль: радары, видеокамеры, контроллеры, датчики скоростей, систему высокоточной спутниковой и инерциальной навигации, и обеспечить их интеграцию с системами автомобиля.
КАМАЗ должен обеспечить взаимодействие систем наблюдения, связи и управления автомобилем. Специалисты НТЦ должны интегрировать в автомобиль электронные тормозную систему, руль, педаль газа, управление светотехникой, автоматическую коробку передач.
Основную сложность в создании беспилотного автомобиля С.Назаренко видит в том, что машину надо будет обучать поведению в разных дорожных ситуациях. А ввиду того, что планируемая скорость авторобота стандартные 80-90 км/ч, то скорость принятия решения должна быть стремительной, менее 0,1 секунды, отметил главный конструктор.
По его словам, изначально у беспилотника будет классическая кабина, внутри будет находиться объемный высокопроизводительный компьютер. Потом, возможно, развитие проекта приведет к отсутствию кабины в конструкции грузового автомобиля.