Евразийская экономическая комиссия хочет стимулировать производство газомоторных автомобилей: с 2 сентября обнуляются ввозные пошлины на ряд комплектующих для машин с двигателями на природном газе.
Как пишет газета Коммерсант, нулевые пошлины с осени распространятся на клапаны для регулировки давления, арматуру и отдельные виды газовых баллонов. В ЕЭК сообщают, что льготный ввоз арматуры и клапанов продлится до 2021 года, тогда как на емкости для газа до конца этого года с учетом планов по расширению производства газобаллонов для автомобилей. В целом вклад этих компонентов в стоимость комплекта газобаллонного оборудования может достигать 84%. В июне ЕЭК уже обнулила пошлины с 2 сентября до конца 2020 года на газовые форсунки для двигателей. Пока на них действует ставка 3% от таможенной стоимости, на баллоны 11,9%, а на арматуру и клапаны 9%.
Основные потребители этих комплектующих в России Группа ГАЗ, КАМАЗ и ГК РариТЭК (группа устанавливает газовые системы питания и ведет предпродажную подготовка газомоторных автомобилей), сообщили в Минэкономики. Планы по разработке таких машин есть и у АВТОВАЗа. Из материалов, представленных в ЕЭК РФ, следует, что речь идет о деталях оборудования, которое автопроизводители закупают уже в комплекте. Для Группы ГАЗ они составляют 26% от стоимости комплекта, для КАМАЗа 84%. Краткий период обнуленной пошлины на баллоны объясняется тем, что УК Газсервискомпозит планирует до конца года реализовать инвестпроект по выпуску баллонов четвертого типа, в среднесрочной перспективе в РФ могут локализовать и другие компоненты, пояснили в Минэкономики.
Сейчас поставки таких компонентов в основном идут из Европы и Китая, рассказали на КАМАЗе. В компании были обеспокоены пошлинами с тех пор, как девальвировал рубль. На сколько снизится стоимость машин после обнуления, не раскрывается. Для локализации этих компонентов должен появиться рынок, добавили в концерне, подчеркивая, что ежегодно спрос на газовую технику на фоне господдержки растет. Продукция востребована перевозчиками (автобусы) и муниципалитетами, которые пользуются госсубсидиями на газомоторную технику (в этом году 3 млрд руб.). Объем продаж газовой техники Группы ГАЗ (LCV и автобусы) в 2015 году вырос на 7%, до 1134 штук, КАМАЗа почти вдвое, до 1,5 тыс. штук.
Правительство с 2012 года продвигает развитие рынка газомоторного топлива: по планам к 2020 году в городах-миллионниках более 50% общественного транспорта должно использовать газ (с населением более 300 тыс. жителей 30%, более 100 тыс. жителей 10%). Основным лоббистом является Газпром, который так надеется повысить сбыт газа. Но в 2015 году компания продала всего 433 млн кубометров). К 2020 году Газпром хотел вложить около 80 млрд рублей в создание сети газовых заправок в России, доведя их число до пятисот и нарастив сбыт на 3 млрд кубометров. К февралю сеть газовых заправок в стране составляла более 270 единиц (213 у Газпрома). По данным агентства АВТОСТАТ, в 2015 году автомобильный транспорт в России потребил 64 млн тонн топлива. При этом на газомоторное топливо (пропан-бутон) пришлось всего 2,2%.
В Минэкономики также отметили, что в России эксплуатируют более 100 тысяч транспортных средств на газе. Детали, попавшие под обнуление пошлин, в Таможенном союзе не производятся, отметили в ведомстве. В России части газобаллонных систем производят ижевский Реал Шторм, Орский машиностроительный завод, Ругазко, OMVL, НПП Итэлма.